(2 младшая группа)
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок
Улыбался роток.
ВИД ПРОЕКТА:
- среднесрочный,
- групповой,
- познавательно исследовательско - творческий,
- межпредметный.
БАЗИСНЫЙ КОМПОНЕНТ:
работа по проекту проводится в рамках разделов программы «От рождения до школы» (познавательное, социальное, физическое развитие).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.
- Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
- Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
- Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье;
- Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
- Воспитание бережного отношения к воде.
- Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети 2 младшей группы,
- родители,
- воспитатель 2 младшей группы –Лимарь Е..В.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: вода, лед, снег, цветы, рыбки аквариумные.
МАТЕРИАЛ: развивающая среда, игры, необходимая посуда (стаканчики, мисочки…), краски, губки, трубочки, марля, деревянные брусочки, кусочки пенопласта.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Ежедневно, во время прогулок, вместе с детьми, наблюдать за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками). Отмечать изменение состояний воды в зависимости от сезона.
Обращаться за помощью в оснащении центра воды и песка к родителям воспитанников. Благодаря этому дети смогут в группе проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты)
Вода холодная и горячая;
- Разноцветная водица;
- Цветные льдинки;
- Таяние снега;
- Капельки сосульки;
- Игры - эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
- С растворимыми и нерастворимыми веществами;
- Образование паровых капель.
Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогают взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Капелькой», которая и помогает совершать удивительные открытия в мире простых вещей.
Вода дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них.
Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Литературный ряд:
- малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
- сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;
Музыкальный ряд:
- аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
- видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Демонстрационный ряд:
Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки,
Иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;
Оборудование Центра воды и песка;
Игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
- Коллаж «Приключения Капитошки» (значение воды в жизни люде, животных, растений).
- Выставка рисунков «Превращение Капельки».
- Выпуск плакатов «Сбережём голубую планету».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Беседа «Для чего нужна вода?»;
- Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
- Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
- Занятия по изобразительной деятельности:
«Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование),
«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация),
«Превращение Капельки» изо - сотворчество.
- Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
- Оснащение Центра воды и песка.
- Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
- Чтение художественной литературы:
- К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
- С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,
- А. Барто «Девочка – чумазая»,
- Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»
- Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
- Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
- Сюжетные игры:
- «Купание куклы»,
- «Приготовим обед для куклы»,
- «Постираем бельё для куклы».
- Составление системной «паутинки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Работа осуществляется по программе «От рождения до школы» и Николаевой «Юный эколог». Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы работы над |
Деятельность детей |
Деятельность педагогов |
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
||
Моделирование ситуации. |
1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию. |
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста. |
2 этап – ОСНОВНОЙ |
||
Выделение задач. |
1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ОУ воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста. |
1. Подводит к решению задач. |
3 этап –ПРАКТИЧЕСКИЙ |
||
Продуктивная деятельность. |
1. Читают стихи. |
1. Организует работу над проектом, |
4 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
||
Презентация. |
1.Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды:
|
1. Организует презентацию коллажа;
|
Распределение деятельности по этапам проекта
Виды деятельности |
Цели и задачи |
Ответственные |
СЕНТЯБРЬ |
||
- Прогулка целевая на огород. |
Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды. |
воспитатели |
ОКТЯБРЬ |
||
- «Купание куклы Кати» |
Эксперимент с водой (впитывание воды в губку) |
воспитатели |
НОЯБРЬ |
||
- Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить. |
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку. |
воспитатели |
ДЕКАБРЬ |
||
- Эксперимент (вода – лед – вода) |
Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. |
воспитатели |
ЯНВАРЬ |
||
- Наблюдение за испарением воды |
Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде. |
воспитатели |
ФЕВРАЛЬ |
||
- Эксперимент превращения снега в воду |
Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире. |
воспитатели |
МАРТ |
||
- Наблюдение за рябью на воде |
Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться. |
воспитатели |
АПРЕЛЬ |
||
- Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может. |
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками) |
воспитатели |
МАЙ |
||
- Эксперимент «Окрашивание воды» |
Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде. |
воспитатели |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- От нашего проекта, ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении.
- Это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой.
- Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
- В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС , 2002.-216 с.