Дети — наша радость, надежда и опора. Все что мы делаем, делаем для них. Лучшая еда, лучшие игрушки, самые лучшие книги.
Для того чтобы помогать своим детям музыкально развиваться, вам не обязательно быть музыкантом. Многие из нас, даже те, кто считают себя не лишенными слуха, думают это очень сложно. Но ни кто из нас не лишен музыкальности.
Вы можете не уметь играть на пианино или не знать нотную грамоту, но это не значит, что вы не поете в ванной, не «мурлыкаете» под радио или не получаете море удовольствия от музыки. Никто не знает Вашего ребенка лучше, чем Вы. Никто лучше Вас не похвалит его, и не поможет ему взять больше от музыки.
Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты сменились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.
Музыка, которую слушает ребенок, должна быть мелодичной, ритмичной, не нагружать легковозбудимую детскую психику. Идеальным вариантом является, конечно, классическая музыка, но она не будет интересна ребенку, а песни, которые слушает ваш ребёнок, должны быть интересными, веселыми. Самими любимыми детскими песнями можно считать песни из мультфильмов, ведь услышав их ребенок испытывает тот же восторг, который испытывал при просмотре того или иного мультика.
Все мы помним песни из мультфильмов "Винни Пух", "Леопольд", "Львенок и черепаха" и многие другие. И, конечно же, мы хотим, что бы дети также слушали и знали песни из этих добрых и интересных мультиков.
Стоит помнить, что занятия музыкой помогают развитию интеллекта. Во время музыкальных занятий задействованы все отделы головного мозга. Музыкальное обучение повышает успехи ребенка в чтении, развивает пространственное мышление, слух. А прослушивание коротких музыкальных фрагментов помогает активизировать аналитические отделы мозга.
Музыкальное воспитание детей очень важно для их развития в раннем возрасте. Слушание музыки оказывает благотворное влияние на развитие центральной нервной системы (не зря еще наши далекие предки пели своим детям колыбельные). Когда ребенок подрастет, занятия музыкой помогут развить у него художественный вкус, чувство прекрасного и любовь к искусству.
Когда следует начинать музыкальное воспитание детей?
Лучше всего — еще до рождения ребенка. Уже начиная с 19-й недели беременности плод в материнской утробе начинает различать звуки внешнего мира, так что будущей маме стоит чаще слушать спокойную расслабляющую музыку (лучше всего — классику). Некоторые специалисты утверждают, что ребенок, чья мама во время беременности слушала музыку, будет развиваться быстрее, чем его «обделенные» музыкой сверстники.
Когда ребенок родился, для музыкального воспитания можно использовать... погремушки! Они производят широкий спектр звуков, поэтому ребенок, играясь с разными погремушками, будет учиться различать тембр звука. Кроме старых добрых погремушек в магазинах продается огромное количество музыкальных игрушек. Они значительно облегчают музыкальное воспитание ребенка. Учтите, что ребенку следует покупать только качественные игрушки, которые издают чистые музыкальные звуки, иначе пользы от них не будет.
Кроме этого, нужно давать малышу слушать музыку. Характер музыки стоит подбирать в зависимости от вида деятельности: когда ребенок играет, подойдет ритмичная музыка, а перед сном — спокойная и плавная. Обычно дети хорошо воспринимают мягкий джаз и классику. Можно купить специальные диски с музыкой, аранжированной для маленьких детей. Дело в том, что малышам тяжело воспринимать сложные композиции с множеством инструментов и второстепенными мелодиями. А на таких дисках музыка специально адаптирована для детей.
Когда ребенку исполнится 2-3 года, можно начинать развивать у него чувство ритма. Для этого стоит приобрести первый музыкальный инструмент — барабан (только без палочек — малыш может себя ими травмировать). Сначала можно научить ребенка воспроизводить ритм простых мелодий детских песенок с ударением на сильную долю. Когда малыш с этим справится, можно предлагать и другие инструменты — бубен, ложки, трещотки, а после трех лет — металлофон или ксилофон. Постепенно предлагайте ребенку мелодии с все более сложным ритмическим рисунком, изменениями темпа.
Музыкальное воспитание детей старше четырех лет уже должно включать в себя осознанное слушание музыки. Можно начинать знакомить ребенка со звучанием отдельных музыкальных инструментов и научить его распознавать их на слух. Стоит объяснить ребенку основные музыкальные понятия. Только используйте доступные его пониманию термины, например, если вы рассказываете ему о мажоре и миноре, скажите, что мажор — это весело, а минор — грустно. Пусть ребенок учится чувствовать настроение, которое хотел передать композитор. Если ему сложно рассказать это словами, пусть он попробует «нарисовать» мелодию — рисование под музыку отлично развивает творческие способности.
Важный элемент музыкального воспитания детей — это концерты. Конечно, вести четырехлетнего малыша в консерваторию еще рановато. А вот разнообразные музыкальные детские спектакли — это то, что надо. Попутно можно рассказать ребенку о правилах поведения в театре, на концерте — лишним это точно не будет. А в перерывах между походами в театр давайте ребенку смотреть музыкальные мультфильмы и детские фильмы. Существуют даже мультфильмы в сопровождении классической музыки — например, «Голубой Дунай» на музыку Штрауса, «Принц Щелкунчик» на музыку Чайковского, «Чиполино» на музыку Хачатуряна.
В возрасте 5-6 лет музыкальное воспитание детей уже может начинать смещаться от слушания в сторону самостоятельного воспроизведения. Можно ограничиться трещотками и маракасами (не всем дается игра на музыкальных инструментах), но если ребенок проявляет интерес к какому-то конкретному инструменту, стоит дать ему попробовать.
Музыкальное воспитание детей — залог их гармоничного развития. Откройте своему ребенку прекрасный мир музыки!
Автор: музыкальный руководитель Снегирева Нэлла Васильевна.