Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития воспитанников № 24 г. Невинномысска Круглый стол «Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» Разработала: воспитатель Лимарь Е.В. г. Невинномысск 2016 г. Круглый стол «Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» Цель:показать современные образовательные технологии, используемые в работе с детьми в образовательной области – познавательное развитие. Задачи: для примера разработать познавательный проект «Пернатые друзья», в котором используются современные образовательные технологии для обучения и воспитания детей. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Современный педагог – это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. К числу современных образовательных технологий относятся: 1. Здоровьесберегающие технологии; 2.Технологии проектной деятельности; 3.Технологии исследовательской деятельности; 4.Информационно-коммуникативные технологии; 5.Личностно-ориентированные технологии; 6.Игровые технологии. Современные или как принято говорить инновационные технологии в дошкольном образовании могут быть доработкой старых технологий или представлять абсолютно новую развивающую программу. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что образовательная область – познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и т. д.), о малой родине и Отечестве, культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общемдоме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. К современным образовательным технологиям в образовательной области – познавательное развитие можно отнести: Технологии развивающего обучения: - технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов), - на потребности самосовершенствования (Г.К. Селевко), - на индивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской), - на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер), - на социальные инстинкты (И.П. Иванов). Технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов) Концептуальные идеи и принципы: -активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности) -обучение с учётом закономерностей детского развития -опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка») -ребёнок является полноценным субъектом деятельности. Технологии, опирающиесяна потребности самосовершенствования (Г.К. Селевко) Концептуальные идеи и принципы: Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями: Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Технологии, опирающиесянаиндивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской) Концептуальные идеи и принципы: -построение обучения «от ребёнка», его субъектного опыта; -определение цели проектирования обучения — развитие индивидуальных способностей ребёнка; -определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ребёнка, его направленного развития в процессе обучения; -организация процесса обучения на основе самостоятельности и свободы выбора(видов деятельности, партнёров, материалов и др.) -обогащение, приращение и преобразование субъектного опыта в ходе активной деятельности. Технологии, опирающиеся натворческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер) Концептуальные идеи и принципы: -теоретические знания - катализатор творческого решения проблем и инструмент, основа творческой интуиции; -взаимодействие на основе диалога всех возникающих точек зрения диалоговое взаимодействие -уважение самости обучающегося, его уникальной позиции в мире; -коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле; -создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности. Технологии, опирающиеся насоциальные инстинкты (И.П. Иванов) (коллективные творческие дела) Концептуальные идеи и принципы: -идея включения детей в улучшение окружающего мира; -идея соучастия детей в воспитательном процессе; -коллективно -деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей; -комплексный подход к воспитанию; -личностный подход, одобрение социального роста детей. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Игровые технологии Концептуальные идеи и принципы: -игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения; -игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности; -постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий; -игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует; -использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины; -цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут; -механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. Технологии проблемного обучения Концептуальные идеи и принципы: -создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками; -целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей; -проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации; -проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям; -проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Информационно-компьютерные технологии Концептуальные идеи и принципы: -компьютер – игровое средство решения познавательных задач; -информация, представленная в игровой форме стимулирует познавательную активность и интерес детей; -образный тип информации, представленный на экране компьютера, соответствует возрастным и психологическим особенностям детского восприятия окружающей действительности; -моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (путешествия в незнакомые страны, неожиданные и необычные эффекты) позволяет расширять границы познания ребёнка -выполнение заданий на компьютере позволяет работать в режиме самостоятельного выбора действий по достижению и исправлению полученных результатов, самостоятельного регулирования темпа и количества решаемых обучающих задач; -в ходе выполнения того или иного задания ребёнок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий; -поощрение ребёнка при правильном решении познавательных задач самим компьютером - приобретение уверенности в собственных возможностях и способностях, условие формирования самооценки и самоконтроля. Технологии, основанные на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.) Технологии сотрудничества Концептуальные идеи и принципы: -позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность; -уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности; -неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности; -диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители; -сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике; -сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Проектная технология Концептуальные идеи и принципы: -развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды; -особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы; -способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию); -интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность; -завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Парацентрическая технология (Н.Суртаевой) Концептуальные идеи и принципы: -целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания. -построение образовательного процесса на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся; -признаки: проектируемость; целостность; осознанность деятельности педагога и обучающегося; самостоятельность деятельности обучающегося в образовательном процессе (60- 90% учебного времени); индивидуализация; предоставление права выбора способа обучения; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); эффективность; мобильность; валеологичность; открытость; -в центре - личность ребёнка, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий её развития. Данную технологию можно рассматривать как личностно ориентированную, с точки зрения реализации функции взрослого по отношению к ребёнку, её можно характеризовать как педагогику сотрудничества. Кроме того, её надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии Учебно-воспитательные технологии Концептуальные идеи и принципы: -физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.; -обучениеграмотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей; -мотивациядетей к ведению здорового образа жизни, -предупреждение вредных привычек; -обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни; -конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. Психолого-педагогические технологии Концептуальные идеи и принципы: -обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; -обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья; -создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. -в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления. Организационно-педагогические технологии Концептуальные идеи и принципы: -определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии; -организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; -организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов; -организация и контроль питания детей, физического развития, закаливанорганизация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; -организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.)