Перечитав книгу «Мать и дитя» выполненную в виде руководства для начинающий матерей, о том, как правильно родить, кормить и растить малыша, мы не нашли ни слова о том, как его развивать. Безусловно, очень важно знать рецепты детских блюд, росто-весовые нормыдля мальчиков и девочек в разном возрасте, основные проявления заразных заболеваний. Однако не менее важны самостоятельное мышление, кругозор ребенка и т. п.
В первые годы жизни малыша, когда наибольшее внимание уделяется уходу за ним, правильному питанию, одежде, не создаются благоприятные условия для развития маленького человека.
Собственно, какая разница — раньше или позже он начнет играть в кубики или читать? В действительности это не так. Лишая своего ребенка полноценного развития в детстве, родители обрекают свое чадо на громадные затраты сил и времени в дальнейшем и низкий конечный результат. И, безусловно, именно игра поможет ребенку развить фантазию и творческие способности. Поможет родителям нащупать скрытые таланты и таинственную тропинку к будущей профессии.
Игра — лучший способ воспитания
Ваш малыш никак не усвоит правила хорошего тона. Не беда! Главное, не ругайте его. Лучше поиграйте с ним, например, в «Пожалуйста». Игра проста: ведущий выполняет определенные жесты, а игроки копируют его, но только в том случае, если он сопровождает жест словом «пожалуйста». Если ключевое слово не произнесено - жест повторять нельзя.
Как правило, дети автоматически копируют взрослых и часто ошибаются. Тот, кто ошибся, становится ведущим. Таким образом, можно выучить все «волшебные слева». Придумайте сами игру, которая могла бызаинтересовать ребенка и носила бы воспитательный характер. Без сомнения, у вас получится. Во всяком случае, эффект будет куда более яркий от игры, чем от шлепков и нотаций.
Общение с папиными инструментами поможет мальчику приобщиться к домашнему хозяйству, а игла и нитки сделают девочку настоящей мастерицей.
Есть ли в вашей семье традиции? Наверное. Очень часто традиции бывают связаны с совместным приемом пищи. В нашей семье - традиционные вареники по воскресеньям. Их приготовление требует участия всей семьи, Это тоже своего рода ритуал, игра между взрослыми и детьми, между поколениями. Занятые одним делом, мы начинаем чувствовать близость родных людей, дышать атмосферой семьи.
Око за око
Вы замечаете, что ребенок часто приходит домой в синяках и ссадинах? Стоит поговорить об этом с руководителем детского учреждения. Конечно, в игре дети могут упасть и удариться, но это скорее случайность, чем правило. Играя, одни дети могут становиться безжалостными по отношению к другим. Из коллектива может выбиться один малыш, который, обнаружив, что можно верховодить, расквасив нос соседу, будет захватывать самые лучшие игрушки и устанавливать свои правила в играх.
Этого допускать ни в коем случае нельзя. Конечно же, необходимо приучать ребенка к мысли, что других обижать нехорошо. Однако способность к самозащите — это другое дело. Нужно научить ребенка давать отпор, если его ударят первым. Возможно, в дальнейшем игры приобретут более мирный характер.
Без сомнения, родители должны подчеркивать глупость любых драк.
Игротераиия
Необходимость как можно более раннего контроля за психологическим развитием ребенка и коррекции возникших нарушений наконец-то признана не только кругом специалистов в этой области, но и родителями. В последнее время по всей стране работают центры психологической коррекции. Одним из методов психологического воздействия на ребенка является игра, и отсюда название метода - игровая терапия.
Трудности в работе с детьми с помощью методов традиционного психоанализа были связаны с неспособностью детей выражать свои переживания в словах и отсутствием у них интереса к исследованию своей прошлой жизни и стадий собственного развития. Игровая терапия помогает найти выход из трудного положения. Она применяется при различных видах нарушений психологического статуса у детей.
Дети, подвергшиеся насилию, дети с тревожными состояниями и прочими расстройствами хорошо «выходят» из «заколдованного круга» в процессе игры с психотерапевтом. Находясь в безопасном игровом пространстве, ребенок может захотеть сыграть в воображаемое прошлое, в ситуацию, которую он пережил. Психолог аккуратно направляет игру в нужное русло, позволяя ребенку самому справиться со сложной ситуацией и разобраться в своих чувствах и эмоциях.
Вредное изобилие
Мы покупаем ребенку все, о чем сами могли только мечтать в детстве, благо что доходы позволяют совершать бесчисленные покупки, а в магазинах — «игрушечное» изобилие. Правильно ли мы поступаем? Обилие подарков лишь отражает неспособность отказать ребенку в чем-либо.
Конечно, в тяжелые времена вопрос решается просто: денег очень мало, и они достаются тяжелым трудом, а отцу еще надо кормить семью. И малыш все поймет. Однако, когда ребенок видит изобилие в семье, задача родителей усложняется. К тому же детская страсть к дорогостоящим игрушкам старательно культивируется рекламодателями.
Следует, прежде всего, обратить внимание на то, как принимаются подарки. Отсутствие бурных изъявлений благодарности со стороны ребенка свидетельствует о том, что предметы вожделения, доставшиеся без особых усилий, не ценятся высоко.
Покупая множество подарков, вы лишаете ребенка мечты и удовольствия от ее осуществления. Ощущение удовольствия возникает только тогда, когда удовлетворяется очень сильная потребность. Если ребенку не давать возможности захотеть чего-либо, то он не получит подлинного удовольствия от подаренной ему вещи.
С другой стороны, опасна отсрочка обещанного. Например, ребенку обещали какой-то подарок, но исполнение обещанного откладывается. Тревога чаще возникает при отсрочке чего-то приятного, значительного. Ребенок томится в ожидании. В дальнейшем возможно формирование у малыша стойкого чувства тревоги и беспокойства,
Игра – это право, а не обязанность
ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Эта попытка узаконить игру подтверждает тот факт, что игра очень важна в жизни ребенка. В отличие от работы, которая направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспосабливания к требованиям непосредственного окружения, игра не зависит от поощрений извне.
З.Фрейд: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает этот мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».