г. Невинномысск
ул. Гагарина 17 «А»
Тел. (86554) 7-47-99
МБДОУ Детский сад
общеразвивающего вида №24

http://национальныепроекты.рф/mediaProjects/blagoustroystvo?utm_source=cur26

Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития.

Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития.

         Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся искаженно. Это явление называется возрастным косноязычием. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое возрастное косноязычие перестает быть возрастным, и эти нарушения звукопроизношения носят уже патологический характер.

         Родители часто задаются вопросом: почему одни дети без посторонней помощи самостоятельно овладевают правильным произношением звуков, а другие нет? Главное отличие дефектов звукопроизношения от возрастного косноязычия состоит в том, что они бывают вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому не исчезают без специальной помощи. Внешне дефекты в произношении звуков могут проявляться в одном из следующих вариантов:

Полное отсутствие звука (напр. Р или Л) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полостью совпадает с возрастным косноязычием, но в отличие от него встречается в более позднем возрасте.

Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, Р на Л, Ш на С.

Искаженное произношение звука. В этом случае звук не отсутствует в речи и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук, но произносит его искаженно. Например, когда произносится звук Р, дрожит не кончик языка, а маленький язычок, в результате получается так называемый «французский звук», сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение.

В чем же кроются основные причины, мешающие ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи? Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то причины следующие:

трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З, С-Ц, Р-Л, С-Ш и др.). По этой причине слова типа МИСКА-МИШКА и ЛАК-РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком совершенно одинаково. Если ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ш, поскольку произношение СУБА вместо ШУБА кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.

выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба). Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, а также слишком выступающая вперед верхняя или нижняя челюсть и передний или боковой открытый прикус. Здесь можно сказать и о короткой подъязычной связке. Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное – он не может подниматься вверх. От этого более всего страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать за верхними зубами. При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твердого неба и приобрести форму «чашечки». Кроткую уздечку важно подрезать до 5 лет, то есть до момента появления в речи ребенка звука Р.

недостаточная подвижность губ и языка. Чаще всего здесь идет речь о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придает шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости. Если дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребенка губ и языка, то единственным средством преодоления этих дефектов является развитие подвижности названных органов с помощью артикуляционных упражнений. Эта работа должна проводиться при консультативной помощи логопеда, который подберет необходимые в каждом конкретном случае упражнения.

отсутствие правильного образца для подражания. Здесь все очень просто объясняется. Совершенно необходимым условием является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или становится невозможным. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Здесь ребенок не только лишается правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей!

Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно. Понятно, что значительно утяжеляет общую картину. Во всех рассмотренных случаях нарушений звукопроизношения ребенок нуждается в специальной помощи. Но эта помощь будет различной в зависимости от тех причин, которые привели к дефектам в произношении звуков.

Нормативные показатели речевого развития детей от 4 до 5 лет:

Ребенок 4 лет:

Владеет словарем примерно в 1500 слов.

Начинает употреблять сложные предложения.

Говорит предложения из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «кто» и «почему».

Использует выражения типа: «Я думаю, что…» и «Я надеюсь, что…».

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Использует родовые понятия предметов, пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии, может подбирать к словам антонимы, определяет наличие звука в слове.

Правильно произносит звуки: П, Б, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х, С, З, Ц, М, Н.

Ребенок 5 лет:

Обладает словарным запасом около 3000 слов.

Знает свой адрес.

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказывать.

Правильно произносит все звуки.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец), может составить рассказ по картинке или серии картинок.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий и др.).

Пользуется прошлое, настоящее и будущее время глаголов.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

 

 Большую роль в усвоении правильного звукопроизношения играет развитие слухового внимания и слуховой

Учитель-логопед Кирпанева И.М.

Выдача направлений (путевок) на  комплектование

дошкольных образовательных учреждений на новый набор

Уважаемые родители!

Обращаем ваше внимание - приходить за получением направлений (путевок) лично

 не требуется!

Выдача направлений (путевок) в детские сады на 2023-2024 учебный год будет осуществляться дистанционно в следующем порядке:

  1. С 16 мая 2023 года осуществляется дистанционная выдача направлений (путевок)в детские сады. После автоматического распределения заявлений для устройства детей в детские сады города работники комиссии по устройству детей в детские сады сообщают вам о результатах распределения детей по указанным в заявлениях телефонам.

    Например, 18 мая будет проводиться дозвон родителям, чьи заявления распределены в детский сад № 24 и далее по графику. Вас информируют о ваших дальнейших действиях, сообщат телефон и адрес (при необходимости) детского сада.

  2. В случае принятия родителями положительного решения, направления (путевки) будут переданы заведующим детских садов.

  3. В случае отказа отпредложенного ДОУ, необходимо заполнить заявление об отказе от предоставленного места и направить его на электронную почту, dou.ochered@bk.ru или petrova_odo@mail.ru

  4. Возникающие вопросы можно задать специалистам управления образования администрации города Невинномысска по телефонам:

    8(86554)3-14-59, 8(86554)2-88-08;или по электронной почте: petrova_odo@mail.ru ,  dou.ochered@bk.ru

График выдачи направлений (путевок).

 Время работы комиссии с 9.00 до 12.00 с 14.00 до 17.00

Дата выдачи направлений

№ ДОУ

(по приоритетному детскому саду, указанному в заявлении)

16.05.2023

23, 18, 19, 30, 14, 15, 16

17.05.2023

4, 12, 25, 26, 27, 29, 51

18.05.2023

1, 43, 24,9

19.05.2023

40, 46

22.05.2023

10, 22

23.05.2023

49, 45, 47

24.05.2023

48, 50, 3

25.05.2023

2,5

29.05.2023

154

30.05.2023

41

 

 

 

 

Телефон горячей линии 8(86554) 7-47-99

Время работы горячей линии с 8-00 до 19-00

Телефон круглосуточной горячей линии 8-988-112-83-70

 

Уважаемые родители!

Администрация МБДОУ № 24 информирует Вас, что в целях предупреждения возникновения вспышек ОКИ вирусной этиолгоии,  организованнно одномоментное, внеплановое лабораторное обследование работников пищеблока на наличие норо-, рото- и других кишечных вирусов с профилактической целью для выявления вирусоносителей и своевременного принятия мер по их изоляции из коллективов и проведению санации.

  

https://www.gosuslugi.ru/

https://26gosuslugi.ru

 

В целях совершенствования информационно-правовой деятельности Министерство образования Ставропольского края информирует о том, что в рамках осуществления государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации ФСО России обеспечивает функционирование и развитие «Официального интернет-портала правовой информации» www.pravo.gov.ru и развитие публичных центров правовой информации.