Отчего, почему, зачем и как? Кто из взрослых не сталкивался с такими детскими вопросами? И как на них ответить в доступной для ребенка форме? Огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Основным оборудованием в уголке являются:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения
22 марта в МДОУ №24 прошел конкурс на «Лучший центр исследовательской деятельности (центр экспериментирования) в группе». Оценивались такие параметры, как: соответствие возрасту детей данной группы, соблюдение правил техники безопасности центра, грамотное расположение в группе, эстетическое оформление,наличие соответствующей литературы, Наличие демонстрационного и дидактического материала, наличие в центре лабораторного оборудования и различных приспособлений для проведения опытов, доступность, универсальность и сменяемость оборудования, состояние документации, а также взаимодействие с родителями по развитию у детей интереса к экспериментальной деятельности. Наилучшие результаты показала группа №8 (воспитатель Лимарь Елена Владимировна, 2-е место разделили группы №9 (воспитатели Ноженко Елена Николаевна и Шленцова Светлана Александровна) и №7 (воспитатель Вардумян Алвард Лазревна), и 3-е место заняли группы №5 (воспитатель Закубанцева Наталия Дмитриевна) и №3 (воспитатель Минакова Наталья Юрьевна). Все педагоги хорошо подготовились к конкурсу, максимально обогатили развивающую среду в данном виде деятельности.
Учитель-дефектолог Лисицкая Л.Н.