Мастер - класс «Артикуляционная гимнастика со сказочным домиком»
Задачи:
- Познакомить с «Артикуляционной гимнастикой». Поделиться опытом проведения артикуляционной гимнастики с родителями.
- Вызвать интерес к занятиям.
- Сплотить коллектив родителей.
Используемый метод:
- Наглядный показ с использованием ИКТ.
Материалы:
- цветной картон,
- карандаш,
- ткань,
- ножницы,
- клей.
Предварительная работа:
- Создание папки - передвижки «Артикуляционная гимнастика».
- Создание фотографий и слайдов с изображением последовательности выполнения работы.
Ход мастер-класса.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие родители, я очень рада видеть вас у нас в гостях. Каждое утро я с ребятами провожу артикуляционную гимнастику. Сегодня я хочу рассказать вам, подробнее об этом и попросить помочь изготовить «Сказочные домики» для занятий артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений.
Практическая часть:
ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
«Улыбочка»
Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет от 5 до 10.
«Хоботок»
Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».
Удерживать так под счет от 5 до 10.
Чередовать «Улыбочка» - «Хоботок» - «Заборчик»
«Лопаточка»
Язык лопаточкой положить на нижнюю губу. Удержав под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Широко открыть рот, поднять и вытянуть вперед тонкий язык. Удержав под счет от 1 до 10.
Чередовать «Лопаточка» - «Иголочка»
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнения 3-4 раза.
«Часики»
Открыть рот, растянуть губы в улыбке, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.
«Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.
«Чашечка»
Открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10. Повторять упражнения 3-4 раза.
«Вкусное варенье»
Широко открыть рот, острым кончиком языка провести по верхней губе снизу вверх. Выполнять 6-8 раз. Повторять 3-4 раза.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загнать шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались.
«Сдуй снежинку»
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить кусочек ватки сдуть.
Для того чтобы детям интереснее было выполнять дыхательную гимнастику, которая не разрывно связана с артикуляционной. Я предлагаю вам изготовить «Сказочные домики».
На столе перед вами лежат листы цветного картона, шаблон, карандаши, клей, ткань, ножницы.
Приступим к работе.