Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.
Прежде всего надо заинтересовать ребенка игрой. Разыграйте перед ним представление: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание на машине. Можно инсценировать сказку или стишок. Надо не просто показать набор действий, а самому активно включиться. Показать ребенку, что вам интересно. Ведь ребенок не только подражает действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием. А игра это прежде всего удовольствие. Лишь на первый раз кажется, что научить ребенка играть легко. В игре необходимо творчество всех участников, в том числе и ваше.
Сразу научить ребенка играть у вас не получится. Ему требуется поддержка и поощрение взрослого. Иногда ребенку трудно повторить действие. Например, ему трудно взять ложку и поднести ее ко рту куклы. Мягко возьмите руку ребенка в свою и выполните действие. После одного-двух показов ребенок добьется успеха.
Для первых игр лучше всего подбирать игрушки, имеющие сходства с реальными предметами. Не следует вводить в сюжет новую игрушку. Надо начинать играть с любимой игрушкой ребенка. Ребенку надо сначала ее повертеть, потрогать и попробовать на вкус. Это естественная потребность ребенка. Так ребенок исследует предмет. Потом надо дать имя игрушке и спросить, нравится ли она ему. Потом произвести определенные действия с ней.
Наблюдения показывают, что малыши научившиеся воспроизводить действия с игрушкой, часто «застревают» на них. Десятки раз они могут кормить куклу или собирают один и тот же дом. На раннем этапе игры это неизбежно. Но если ребенок несколько дней подряд совершает одно и тоже действие, придите к нему на помощь. Предложите ему другие действия с игрушкой. Например, ребенок несколько недель только качает куклу. Предложите ему покормить ее, перепеленать. Обязательно покажите, как это надо делать. Только под вашим руководством ребенок научится совершать новые действия с игрушкой. Игра нацелена на процесс. Поэтому ребенку 2-3 лет трудно перейти к следующему действию. Ему ничто не сигнализирует, что кормление надо прекратить. Этим сигналом должны быть вы.
Чтобы игра была полноценной, нужны не отдельные игровые действия, а их последовательность.Закладывайте в игру элементы планирования. Например, вы не просто кормите куклу: сначала варите кашу, потом сервируете стол, одеваете фартук на куклу, потом только ее кормите. Каждое действие сопровождайте словом, вопросами. Вы говорите: «Леночка хочет кушать. Давай ее покормим. Сначала сварим кашу. Покормим ее. Где у нас кастрюлька?» Так на глазах у ребенка вы связываете несколько действий в одно.
Чтоб малыш бесцельно не складывал кубики, предложите подвезти их на машине, построить дом, поселить в нем зайчика. Во время таких совместных игр ребенок учится совершать одно действие ради другого. Малыш учится удерживать цель игры.
Постепенно ограничивайте свою активность, уступая первенство в игре ребенку. Постепенно он не будет нуждаться в вашем присутствии. На третьем году жизни можно вводить ролевые игры. Например, дочь укладывает куклу спать. Вы ей скажите: «Ирочка, ты как мама, укладываешь свою дочь». Эти слова помогут по другому ребенку взглянуть на свою игру.
В процессе игры развивайте память, мышление, восприятие малыша. Например, сын играет с машинками. Обратите его внимание на их размеры: какая больше, какая меньше. Так ребенок научится сравнивать предметы, усвоит понятия «большой», «маленький». Собирая кубики, обратите внимание на цвета. Только не перегружайте память ребенка большим количеством информации. Не вводите одновременно несколько новых понятий.
Нельзя указать точно возраст, когда ребенок научится играть самостоятельно. Каждый малыш развивается индивидуально. И рано или поздно он научится всему. Если ребенок не воспринимает новое, не огорчайтесь, не ругайте его. Значит, он еще не «созрел» для этого. Предложите ему эту игру позже. Порицания и оскорбления могут отбить охоту играть.
Минакова Н.Ю.