Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления театрализация художественных произведений помогает ребятам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и чудесная музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на самодельной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр, в котором за кукол играют сами ребята, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет охватывать взглядом всю игровую площадку.
Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др.
Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.).
Большой популярностью у самых маленьких пользуется деревянный театр на столе. Элементарная форма представления в деревянном театре — передвижение фигурок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. Для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора сценические представления должны усложняться: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Сначала дети будут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные носы, пышные бороды и т. д. Затем можно готовить небольшие жанровые сценки, и, наконец, полноценный спектакль. Так рождаются актёры!
Вот и нашим малышам удалось побывать в театре, пусть даже не выходя за пределы группы № 3. Но сколько восторга и положительных эмоций было у детей на лицах. Они очень внимательно следили за тем, что происходит за ширмой.
Родители группы Строкань Кристина Владимировна и Галоян Юлия Геннадьевна вместе с воспитателем группы Минаковой Натальей Юрьевной подготовили и показали сказку «Колобок».
С помощью кукольного (перчаточного) театра разыгрывались действия сказки. Между первым и вторым действием сказки ребята вместе со сказочным героем медведем и по показу воспитателя танцевали танец «Покатился, покатился колобок». Ребятам очень понравилась незатейливая песенка. После спектакля они ещё много раз с удовольствием плясали под неё.
Огромное спасибо родителям за то, что помогли организовать театрализованное представление для детей первых младших групп.
Минакова Н.Ю.