Образовательные области: познавательное, социально — коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Цель: создать условия для формирования представлений о цирке, цирковых профессиях посредствам игры танграм.
Задачи: обучающие:
обобщить и закрепить представления детей о цирковых профессиях «Фокусник» и «Дрессировщик»;
закрепить порядковый счёт в пределах 12;
закрепить умение выделять и отображать фрагменты рисунка в танграм;
развивающие: развить познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
воспитывающие: воспитать доброжелательное отношение друг к другу, создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, группового единства.
Предварительная работа: подбор дидактического материала по теме «Цирк», беседа с детьми о цирковых профессиях.
Оборудование и материалы: проектор, слайды по теме «Цирк» и схема «Танграм», отрывок из мультфильма «Марусина карусель» (1977 год), коробка двойная с раскрасками, накидка и цилиндр фокусника, модули танов, карточки числового ряда с цифрами, билеты в цирк двух цветов, два пазла из частей танграма с картинками цирковых профессий «Дрессировщик» и «Фокусник», три магнитных доски.
Ход НОД
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети с воспитателем входят в зал. У каждого ребёнка на руке (запястье) прикреплена полоска – билет в цирк, с цифрой, по которому можно входить и выходить из цирка, а так же занять своё место. На одном билете нарисована шляпа-цилиндр.
Воспитатель: Есть страна на белом свете, Где сильны все и отважны: Звери, взрослые и дети – Ловок там и весел каждый. Обезьяны, попугаи, тигры, Львы, слоны, медведи Здесь танцуют и играют, Ездят на велосипеде.
Воспитатель: Куда я вас пригласила?
Дети: В цирк. На экране проектора появляется цирк (здание круглой формы с высоким куполом)
Воспитатель: Приглашаю вас на представление в цирк. Садитесь на стулья за столы в соответствии своему номеру на билете. Дамир, какая цифра указана на твоём билете?
Дамир: На билете цифра 6.
Воспитатель: На какой стул ты сядешь?
Дамир: На стул под номером 6. Дети садятся на стулья в соответствии с номером на билете. На проекторе появляется арена.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель:Как хорошо, что мы не опоздали! Артисты ещё не вышли на арену. Как можно попросить артистов выйти на арену?
Злата: Аплодисментами. Дети хлопает в ладоши. На экране появляются девочки, которые не знают куда им сесть
Воспитатель: Что случилось?
Катя: Девочки не сели на места.
Воспитатель:Как вы думаете почему?
Юля: На сидениях нет номеров, поэтому они не знают куда им сесть.
Воспитатель: Надо им помочь. Перед вами на столах карточки и цифры. Рассмотрите карточку и восстановите нумерацию кресел. У кого билет под номер 9, подойди к доске и восстанови нумерацию кресел. Доска отвёрнута от детей. После поворачиваем доску к детям.
Воспитатель: Проверим. Ребёнку, который около доски даём указку, он сопровождает ответы детей. Дети сверяются с доской.
Воспитатель: Назови номер, который следует за номером 3? назови номер, который при счёте предшествует номеру 5? назови номер, который при счёте стоит между номерами 4 и 6? назови номер, который следует за номером 8? назови номер, который при счёте предшествует номеру 7? назови номер, который при счёте стоит между номерами 3 и 5?
Воспитатель: Чем мы сейчас занимались?
Вика:Расставляли номера на креслах.
Воспитатель: Для чего они нужны на креслах?
Вова: номер нужен для того, чтобы человек знал на какое место ему сесть.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а кто работает в цирке?
Дети: акробаты, жонглёры, клоун, воздушные гимнасты, силачи.
Воспитатель: Я загадала профессии, вы сможете узнать какие, если соберёте пазл. У каждого на столе лежит часть пазла. Возьмите и подойдите к доске, на которой прикреплён билет такого же цвета, как ваш билет. Дети поделились на две группы, собирают пазл из 7 танов. Один тан заранее прикреплён на доске.
Воспитатель: Какая профессия у вас?
Дети: мы собрали «Дрессировщика».
Воспитатель: Ваша профессия?
Дети: мы собрали «Фокусника».
Воспитатель: Максим, чем занимается дрессировщик в цирке?
Максим: Дрессировщик дрессирует медведей.
Вика: Он дрессирует разных животных.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о фокуснике?
Злата: Фокусник показывает в цирке фокусы.
Дамир: Фокусник может из бумажек сделать голубей.
Воспитатель: В цирке фокусник так за «фокусничался», что у дрессировщика животное превратил в танграмм. Он просит помощи у вас. Фокусник составил схему и сказал, что если по ней собрать танграм, то животное обязательно оживёт. Что будем делать?
Ульяна: Соберём танграм.
Воспитатель: С помощью схемы и танов на ковре выложите фигуру животного. Дети выкладывают фигуру.
Воспитатель: Какое животное у вас получилось?
Ваня: у нас получилась лошадь.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур она состоит?
Даша:Лошадь состоит из многоугольников, треугольников и квадрата.